Nikolay (ognnik) wrote,
Nikolay
ognnik

Category:

Латышский завод

Вчера во дворах складских помещений обнаружил еще один памятник:
Вечная слава рабочим завода

Вечная слава рабочим завода Вечная память рабочим

Навел справки о «Латышском заводе», историей завода делюсь с вами:

Во время первой мировой войны в 1915 году в тыловой Курск стали прибывать железнодорожные вагоны с оборудованием Рижского завода сельскохозяйственных машин, основанного в 1900 году латышским Экономическим торгово-промышленным товариществом. Для курской промышленности, в основе которой были мукомольные, свечные, кожевенные, табачные предприятия, этот машиностроительный завод представлялся совершенно новым явлением.

Эвакуированное из Риги оборудование состояло из мощной деревообделочной мастерской и довольно значительного количества станков. Контора завода разместилась на улице 1-й Кожевенной, а под оборудование сначала отдали деревянные сараи. Осенью 1916 года было закончено строительство механического цеха предприятия. 17 декабря того же года начал работу весь завод, который местные жители окрестили «Латышским». Всего на нем работало 60-70 человек, в основном эвакуированные латыши. Здесь изготавливали веялки, молотилки, сеялки, бороны, крестьянские хода, ремонтировали локомобили, и впервые в губернии занялись изготовлением искусственных жерновов.

В 1918 году завод был национализирован. Переданный в распоряжение Московско-Киево-Воронежской железной дороги, он по заказам железнодорожников в течение года восстанавливал транспорт. В разгар гражданской войны выполнял военные заказы для Южного фронта Красной Армии.

Во время короткого пребывания в Курске деникинских войск часть станков и имущества была вывезена, а оставшееся разграблено.

В 1921 году при общей разрухе промышленности в губернии заводом было выпущено 53 веялки, 12 плугов, 10 искусственных жерновов, 60 точильных камней, 3600 пудов чугунного и 300 пудов медного литья.

В 20-х годах предприятие называлось 1-й Госмашзавод имени Калинина. Оно представляло собой 19 разных построек и продолжало выпускать сельскохозяйственную технику. В июне 1926 года завод был преобразован в Курские государственные ремонтно-механические мастерские.

В годы индустриализации страны на заводе стали ремонтировать тракторные и автомобильные моторы. Здесь же выросли новые заводские корпуса для механосборочного и испытательного цехов. Коллектив завода составлял 400 рабочих, ИТР и служащих.

В 1938 году на предприятии появился сборочный цех, был освоен выпуск токарно-винторезных станков. В предвоенные годы закладывалась судьба будущего станкостроительного завода.

В годы Отечественной войны машиностроительный завод был эвакуирован на Урал в Пермскую область.

После освобождения города от немецких захватчиков, в дни подготовки к Курской битве, остро стоял вопрос об отправке поврежденных танков в глубокий тыл. Но это вызывало бы большую потерю во времени и загрузку железнодорожного транспорта. Согласно директиве Государственного комитета обороны 25 марта 1943 года городской комитет обороны принял решение об организации стационарной танкоремонтной базы в Курске.
Латышский завод Латышский завод
Сразу же развернулись работы по восстановлению цехов завода, на котором осталось всего два токарных станка, ремонту оставшегося оборудования. С других разрушенных предприятий города сюда перевозились горны, станки, верстаки, необходимый инструмент.

К середине апреля завод был подготовлен к ремонту танков, самоходных орудий, бронемашин.

Несмотря на то, что многие участки завода не имели над собой крыши, а часть станков была установлена под открытым небом на заводском дворе, уже в мае предприятие производило массовый ремонт танков. Самоотверженность рабочих доходила до того, что многие из них не покидали завода, ночуя в палатках на промплощадке. В мае месяце были восстановлены литейный, механический, мотороремонтный цехи. В том же месяце здесь было отремонтировано 80 танков.
Латышский завод Латышский завод
После Отечественной войны завод был переименован в «Сельмашзапчасть» и продолжал трудиться для сельского хозяйства страны. Расширялась его производственная территория, строились новые корпуса.
В 1978 был переименован в Завод технологического оборудования, а в наст. время - Станкостроительный завод (ЗАО «Курский станкостроительный завод»).
Tags: история, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →